Портрет как средство характеристики героев
романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и «диалектики
души» человека. Ему было свойственно изображение сложных, противоречивых
характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев
и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих
персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное
пространство героев и их поступки. Особую роль в психологическом анализе играет
портретная характеристика. Связь внутреннего мира каждого образа и его внешнего
описания в романе «Война и мир» взаимообусловлена. Через портрет автор
отображал внутренний облик героя, его душевное состояние. Главной особенностью
Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркуючерту во внешности персонажа, запоминающуюся
деталь в его поведении.
Так, Пьер предстает перед нами «толстым молодым человеком» с
дружелюбными глазами, что вполне точно определяет его мягкую и добродушную
натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы
противопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие
его от этих пустых людей.
Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала
Элен Курагина ослепляет нас своей «победительно действующей красотой». Но по
мере того как показываются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота
мертвенна, неестественна. И «полные оголенные плечи» Элен —это всего лишь символ ее духовной пустоты.
«Большой рот» и «сияющие черные» глаза Наташи Ростовой открывают
нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова
радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому
«определенные и сухие черты» Андрея Болконского контрастны живым чертам
девушки. Это указывает на существенные различия в их характерах: молодой князь
всегда находится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и
эмоциями.
С первого взгляда, Марья Болконская не производит на нас приятное
впечатление. Это некрасивая девушка с «тяжелой походкой». Но потом мы видим
«лучистые» глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и
нерушимая вера в то, что на все воля божья. Именно эти глаза, несмотря на внешность,
делают Марью очаровательной и милой.
Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь
обращает внимание читателей на те или иные черты внешности персонажей, которые
становятся их постоянными характеристиками. Ярким примером этого является маленькая
княгиня со своей «короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой». Она
очень мила, но тем не менее наскучила Андрею. Он не находил в ней той глубины,
которую впоследствии открыл в Наташе.
Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого показаны в
развитии на протяжении всего романа, писатель подробно рассказывает об их
размышлениях, в то время как нелюбимые герои представлены как бы застывшими. И
потому психологический портрет последних относительно прост, они во многом
похожи друг на друга. Показательно, что в большинстве своем они внешне
привлекательны, но это мертвенная, застывшая красота. Так, много раз перед нами
проходят повторяющиеся детали: «плешивая» голова Василия Курагина, кудри
красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые персонажи Толстого часто не
отличаются внешней красотой, но наделены внутренним богатством. Они
естественны, постоянно находятся в действии, стремятся к самосовершенствованию,
к нравственным и духовным исканиям.
Художественные образы, созданные писателем, отличаются особой
жизненностью. М. Горький отмечал удивительный дар Толстого, его умение
создавать точные психологические портреты: «Когда его читаешь, то получается
как бы физическое бытие его героев, до такой степени ловко у него выточен
образ: он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть».
Писатель, рисуя психологические портреты своих героев, проникает в
их внутренний мир, в их душу. В описательной характеристике мы часто видим,
насколько контрастны психологические состояния персонажей и их внешность. И
только глаза всегда говорят правду. Нам запоминаются портретные детали героев
Толстого: и «сияющие» глаза Наташи, и «отлакированные взглядами» плечи Элен, и
«добрый близорукий» взгляд Пьера.
Сайт создан в системе
uCoz