30  Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума», отражена острая политическая борьба происходившая в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и тогда еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли декабристы. Защитники крепостного строя стремились сохранить существовавшие порядки, видя в этом основу своего благополучия.

Поколение «отцов» разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, бездушных и жестоких людей. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей,
Заставил всю Москву дивиться их красе.
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких связях. К службе они относятся как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Чацкий с возмущением говорит о представителях московской знати:

Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение и наука. Причины вольнодумия Фамусов объясняет так:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений.

Его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать все книги бы, да сжечь».

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой. Оно механически перенимает культуру и обычаи французов, не сознавая, как  это нелепо. Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.

На примере представителей московского дворянства Грибоедов привлек внимание читателя и зрителя к проблеме, волновавшей передовых людей того времени – отношению к крепостному праву. «Отцы» - яростные защитники крепостничества - убедительно показаны как пустые и ограниченные люди, враги просвещения и всего нового. Но хотя сильно еще фамусовское общество, новые идеалы находят все больше сторонников.

 

Сайт создан в системе uCoz