В комедии «Горе от ума», отражена острая
политическая борьба происходившая в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и тогда еще
малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого
впоследствии вышли декабристы. Защитники крепостного строя стремились сохранить
существовавшие порядки, видя в этом основу своего благополучия.
Поколение «отцов» разнообразно по составу: тут графы
и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа
Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и
пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, бездушных и жестоких
людей. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:
На крепостной балет согнал на
многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей,
Заставил всю Москву дивиться их красе.
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Крепостническая
идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы,
даже жениха они ищут по количеству крепостных:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Крепостное
право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне
соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы.
Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких
связях. К службе они относятся как к источнику обогащения и продвижения. «Мне
только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский
служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к
получению чинов, орденов и медалей любыми способами:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
И
Фамусов не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Идеалом
Фамусова является
Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал
затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина
нет даже собственного мнения:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий
с возмущением говорит о представителях московской знати:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Особую
ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение и наука. Причины
вольнодумия Фамусов объясняет так:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений.
Его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать
все книги бы, да сжечь».
Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям,
преклонение перед иностранным стало модой. Оно
механически перенимает культуру и обычаи французов, не сознавая, как
это нелепо. Чацкий
отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с
нижегородским». Именитые
москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из
Бордо, он
Приехал и нашел, что ласкам нет конца,
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.
На
примере представителей московского дворянства Грибоедов привлек внимание
читателя и зрителя к проблеме, волновавшей передовых людей того времени –
отношению к крепостному праву. «Отцы» - яростные защитники крепостничества -
убедительно показаны как пустые и ограниченные люди, враги просвещения и всего
нового. Но хотя сильно еще фамусовское общество, новые идеалы находят все
больше сторонников.