Одним из признанных
вождей демократической поэзии второй половины XIX века был, без
сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1877). Он выступил наследником лучших традиций дворян-революционеров и
связал свою творческую жизнь с интересами широких народных масс России.
Некрасов слил воедино
два могучих источника русской поэзии. Один из них связан с культурой
образованных слоев русского общества, другой - с простонародной русской
культурой. Ни один русский поэт до Некрасова не вставал сознательно и открыто
на сторону крестьянства, не воплощал в своем творчестве столь полно идеалы
крестьянской демократии.
Некрасов вошел в
русскую поэзию как «печальник горя народного», заступник мужика от всякого рода
притеснителей. Картины барского произвола, беспощадного обирания крестьян
купцами, бесправия перед чиновниками постоянно присутствуют в его поэзии. Но
вместе с тем у Некрасова немало и произведений, где утверждается сильная,
волевая и могучая душа русского человека, протестующая против существующих
порядков.
Редко кто из поэтов не
обращался к своей музе, представавшей то резвой, то задумчивой, то суровой и
гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Но вот читаем у
Некрасова:
Вчерашний день в часу в шестом,
Зашел я на Сенную:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Некрасовская Муза -
сестра униженной и страдающей крестьянки, она печалится народной печалью, она
также бесправна, как и крестьянка, символизирующая весь народ. Так возникает
новый в русской поэзии образ Музы.
В более позднем
стихотворении «Муза» (1856) поэт освещает традиционную тему отношений поэта с
Музой. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ Музы, которого
он, однако, не знал:
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
Этот лик Музы ему
неведом, признается поэт. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и
нелюбимой Музы»:
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков, -
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей...
Но поединок поэта с Музой не привел к разрыву -
в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил Музу не
смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Но и она,
скорбя, его учила песнопенью:
Чрез бездны темные насилия и зла,
Труда и голода она меня вела -
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...
Без гражданского чувства для Некрасова нет
поэзии, хотя совсем необязательно, чтобы каждый гражданин был поэтом. Именно в
этом смысл поэтической декларации «Поэт и гражданин»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
И уже заканчивая свой
жизненный путь, тяжело больной Некрасов вновь обратился к Музе («О Муза! наша
песня спета»). В этом стихотворении поэт говорит:
Сестра народа - и моя!
Муза, некогда названная
сестрой молодой крестьянки, теперь осознана сестрой народа и сестрой поэта.
Через нее поэт нашел дорогу к народу, а народ обрел своего поэта.